О КОМПАНИИ Статьи Место и роль малого бизнеса в модернизации экономики

Федеральные законы

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

ФСО № 1, Часть III, ст. 13

  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
24.05.2012 09:41 PDF Печать

Рост интереса российских граждан к открытию собственного дела – это, прежде всего, не только желание взять на себя ответственность за собственное материальное благополучие, но и возможность внести вклад в созидание современной и конкурентоспособной российской экономики.

Малый бизнес способен быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, тем самым обеспечивать насыщенность рынка и устойчивые цены на товары и услуги. Более того, ведя ожесточенную борьбу за выживание в условиях развивающейся рыночной экономики страны, малое предпринимательство вынуждено постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка путем увеличения конкурентных преимуществ за счет улучшения качества и одновременного снижения цен на товары и услуги.

Вышеперечисленные достоинства выступают в качестве решающей предпосылки дальнейшей модернизации российской экономики, где малому бизнесу отведено особое место.

В Российской Федерации малый бизнес представлен 228 тысячами компаний и более чем 1 миллионом микропредприятий и 4 миллионами индивидуальных предпринимателей  и фермеров. В Москве насчитывается более 360 тысяч субъектов малого предпринимательства, из которых 149 тысяч – индивидуальные предприниматели.

В силу большого числа субъектов малого бизнеса очевидна актуальность и необходимость их законодательного регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях. Так, в столице России в июне 1993 года был учрежден Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, действующий в соответствии с положением №674-ПП от 28 июля 2009 г., где установлено, что он является уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, обеспечивающий реализацию государственной политики города в области развития малого и среднего предпринимательства. Также в Москве действует целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2020 гг., затрагивающая как социальные, так и экономические аспекты. В данной программе используется новый «матричный» подход к классификации видов деятельности и нужд субъектов, подразумевающий подразделение предпринимателей на целевые группы и конкретизацию видов услуг, что повышает оперативность реагирования на изменения экономической ситуации и нужд предпринимателей. Согласно этой программе финансовую поддержку в 2010-2020 году должны получить 26 610 субъектов малого и среднего предпринимательства.

На федеральном уровне проблема малого бизнеса как фактора модернизации экономики регулируется ФЗ от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу 1 января 2008 года, констатирующий, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом, для юридических лиц суммарная доля участия государства, иных субъектов РФ, а также образований, не являющихся субъектами малого среднего предпринимательства, не должна превышать 25%, средняя численность работников за предшествующий календарный год – не более 100 для малых предприятий и не более 15 человек для микропредприятий. Еще одним условие является размер выручки от реализации товаров, который не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, составляющие 60 млн. рублей годовой выручки у микропредприятий и 400 млн. рублей у малого бизнеса.

Экономические образования, соответствующие этим требованиям обладают определенными льготами, им также предоставляются благоприятные налоговые условия. Особенно активно государство способствует использованию малым бизнесом инноваций, изобретений и иных результатов исследовательской деятельности, видя в этом опору дальнейшего совершенствования экономики России. Так, в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Кроме того, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ все организации - плательщики налога на прибыль, включая субъекты МСП, вправе не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. В соответствии с НК РФ, субъекты малого предпринимательства при соблюдении установленных условий могут применять упрощенную систему налогообложения.

Действительно, перечень мер поддержки малого бизнеса в российском законодательстве достаточно широкий, но зачастую объективная действительность экономической ситуации выявляет необходимость более детального регулирования особенно «ранимых» сфер хозяйствования (способных, однако, позитивно влиять на экономический климат в стране), таких, например, как инновационная деятельность. Однако 05 мая 2010 года Министерство финансов РФ не поддержало законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства», разработанный депутатами Государственной думы, комментируя этот шаг отсутствием  необходимости дальнейшего улучшения финансового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Законодательные трудности такого характера типичны для национальной экономики, но они могут вызывать опасения общественности и, конечно, самих участников рынка, когда слова лидеров государства не влияют на решения о неких изменениях в законодательной базе страны. Так, немногим ранее, а именно 24 марта 2010 года, Председатель Правительства РФ В.Путин, выступая на Инновационном форуме по малому и среднему предпринимательству «Конкурируя за будущее сегодня», подчеркнул, что задача правительства и государства в целом заключается в том, чтобы создавать необходимые условия для эффективной работы предпринимателей.  Он также отметил, что в 2009 году удалось оздоровить атмосферу, в которой живёт и развивается малый бизнес, прежде всего, за счет существенного снижения количества различных  проверок и запрета на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность, что является не антикризисным действием со стороны правительства, а политикой, рассчитанной на длительную перспективу.

Особенная роль в модернизации экономики должна  принадлежать малому бизнесу. То, какими именно путями возможно этого достичь, активно обсуждается правительством. За последние месяцы был выработан ряд мер, предназначенных для стимулирования деятельности малых предприятий, в том числе было принято решение менять идеологию и практику работы контрольных служб, сокращать необоснованные, избыточные полномочия различных органов власти, искоренять возможные предпосылки для злоупотребления и коррупции. Особо острыми до сегодняшнего дня являются проблемы, возникающие при процессах патентования, лицензирования и сертификации.

В налоговом праве предусмотрена возможность работы по патенту, когда индивидуальный предприниматель уплачивает фиксированную сумму и может заниматься своим делом с минимумом отчетности. Однако применение патентов в российской практике так и не стало по-настоящему массовым, потому что муниципалитеты не заинтересованы в получении небольшого дохода от перехода малых предприятий на патентную систему. Правительство приняло решение определить на федеральном уровне перечень видов деятельности, где их введение является обязательным, при этом работающие по патенту освобождаются от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты.

Что касается лицензирования и сертификации, то здесь правительством РФ был выдвинут на рассмотрение ряд конкретных мер по решению возникающих проблем, мешающих модернизации экономики. «По результатам ревизии действующих механизмов лицензирования, специальные комиссии пришли к выводу, что лицензии могут быть бессрочными. Нет никакой необходимости каждые пять лет проходить длительную, обременительную процедуру возобновления лицензий. Кроме того, лицензирование будет максимально оперативно переведено в электронную форму, что позволит устранить возможности для коррупции», - сказал В.Путин на Инновационном форуме. А число товаров, подлежащих обязательной сертификации, планируется значительно расширить. Эти шаги направлены на облегчение деятельности предпринимателей, которые планируют выходить на рынок с новыми товарами и услугами, тем самым укрепляя и развивая экономику страны.

Особенно актуален вопрос о малой приватизации. Проблема заключается в том, что местные власти сдают свою собственность (земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, машины, установки, транспортные средства и т.д.) в аренду, но не дают возможности выкупить ее. С 2008 года, когда был принят закон о льготах по выкупу арендуемого имущества, им смогли воспользоваться лишь 8,5 тысяч предприятий. При этом есть субъекты Российской Федерации, где закон ни разу не применялся. Это Республика Саха (Якутия), Москва, Карачево-Черкесская Республика, Ингушетия, Чеченская Республика. Председателем Правительства было предложено продлить срок действия льготного порядка приватизации недвижимости на 3 года и освободить такие сделки от уплаты налога на добавленную стоимость.

Все вышеперечисленные шаги и меры по модернизации российской экономики возможны, но требуют крупного финансирования. В федеральном бюджете на 2010 год уже предусмотрено 10 млрд рублей на развитие малого и среднего предпринимательства. Возможно будут использованы средства антикризисного фонда. В частности, 3 млрд рублей будут дополнительно направлены на поддержку малых и средних инновационных компаний. На программы содействия малому бизнесу в моногородах пойдёт 2 млрд рублей. И ещё 1 млрд рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе. На поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции, будет дополнительно направлено 2 млрд рублей.

Сегодня линия политики государства по предоставлению помощи и поддержки малому бизнесу, выступающему по мнению многих экспертов основой модернизации экономики, включает: формирование благоприятного предпринимательского климата, расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. Так, например, 18 мая 2010 года в Москве прошел общероссийский деловой форум «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и их региональная проекция». Среди присутствующих принимали участие в обсуждении мер по сохранению и развитию малого бизнеса руководитель правительственной рабочей группы по модернизации моногородов Ирина Макиева, президент “Российского микрофинансового центра” Михаил Мамута, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству, член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Михаил Орлов. Перед участниками форума стояла задача дать оценку социальным эффектам от поддержки малого бизнеса, а также ответить на ряд не менее важных вопросов.

Актуальность таких деловых форумов заключается в прямом диалоге и объективном анализе состояния дел. Сам факт их проведения говорит о готовности экономики России принимать меры для ее совершенствования.

В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет. Известно, общая динамика развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации имеет положительный характер. Количество занятых в малом предпринимательстве превысило 30 млн чел, а вклад в валовой внутренний продукт России от деятельности малых предприятий составляет около 12 %. Эти показатели еще раз доказывают тот факт, что малый бизнес является фундаментом позитивных тенденций в модернизации экономики страны.

В конце 2009 года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, выступая в рамках «правительственного часа» в Госдуме, рассказала депутатам о мерах, которые правительство предпринимает для модернизации российской экономики. «Мы возлагаем надежды на принятый закон о создании малых предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений. Мы создадим максимум условий, чтобы студенты, аспиранты и молодые специалисты могли начинать свои инновационные проекты», – пообещала министр. Для того, чтобы в 2010 году молодые специалисты смогли раскрыть свой потенциал, показать свои способности, реализовать планы и проекты, уже выделено 2 млрд рублей. В прошлом году вузы и научные центры получили право создавать малые внедренческие предприятия, коих на настоящий момент насчитывается более 200. В перспективе они смогут стать одним из ключевых звеньев национальной инновационной системы. Особенно велика роль малого бизнеса в кризисной ситуации. Субъекты малого предпринимательства сумели доказать свою мобильность, жизнеспособность и стрессоустойчивость.

В заключение представляется необходимым процитировать высказывание Председателя Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, который полагает, что сегодняшний курс России является показателем смены приоритетов в развитии экономики. Если «раньше отношение к малому бизнесу было только как к неизбежной компоненте экономического развития России», считает он, то «теперь эта тема – отправная точка экономики, которая создает политическую опору в стране».

 

Автор: Казанова Надежда Андреевна

 Генеральный директор ООО "ИнвестКонсалт"

 аспирантка Дипломатической Академии МИД РФ