О КОМПАНИИ Новости «РЫНОК ОЦЕНКИ БЕЗГРАНИЧЕН»

Федеральные законы

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Глава II, ст. 17.1 № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
«РЫНОК ОЦЕНКИ БЕЗГРАНИЧЕН»
02.10.2014 00:06 PDF Печать

казанова надежда ИнвестКонсалт 4 

О том, чем занимаются оценщики в периоды экономической стагнации, и какие виды работ представляют для них наибольший научный интерес в интервью finday.ru рассказывает генеральный директор Специализированной оценочной компании ООО "ИнвестКонсалт", лауреат Премии «Репутация-2013» в номинации "За успехи в оценочной деятельности в 2013 году" Надежда Казанова.

Вы стали лауреатом премии «Репутация-2013» в номинации "За успехи в оценочной деятельности". Что это за успехи?

Полагаю, что премию мне дали во многом за количество и качество подготовленных отчетов. Во-вторых - за сложность произведенных оценок. За сложность самих оцениваемых объектов – это три. И в-четвертых, за то, что наша компания продемонстрировала хорошую динамику роста.

Вместе с тем, многие узнали о вас и вашей компании только после вручения премии «Репутация». Вы довольно непубличная компания, мало присутствуете в СМИ. Чем это, по-вашему, объясняется?

Мы работаем на очень специфическом рынке - рынке, который связан с банкротством юридических лиц. А там афишировать себя не особо принято, этот рынок в принципе является достаточно закрытым.

Тем не менее, вы согласились дать интервью finday.ru. Поэтому расскажите, пожалуйста, что это за сложные объекты, которые вы оценивали. Не обязательно, учитывая вашу секретность, называть их поименно – просто какие отрасли, какие задачи стояли?

Прежде всего, речь шла о предприятиях топливно-энергетического комплекса. Второй блок – компании, связанные с лесопереработкой, третий - с добычей полезных ископаемых, это шахты, рудники, причем не отдельные здания и сооружения, а целые производства.

О каких сделках шла речь - поглощения, банкротства, что-то еще?

Прежде всего банкротства. Второй блок – когда после банкротства на предприятие приходит новый собственник, начинает предприятие оживлять, вливать инвестиции, переосмысливать будущую деятельность предприятия.

То есть это due diligence?

Да, совершенно верно.

И что вы оценивали в интересах новых собственников - запасы, основные фонды, финансовое состояния предприятий?

В данном случае нельзя так разделять задачи. Когда мы говорим о банкротстве, то речь идет о банкротстве всего юридического лица. В это юридическое лицо входит комплекс имущественных и неимущественных активов, и мы оцениваем весь состав имущества юридического лица. Допустим, берем крупное производство в нефтегазовой сфере. Мы его оценили, потом происходит смена собственников, и новые собственники, порой не являющиеся специалистами в этой сфере, просят нас оценить предприятие в разрезе потенциальных возможностей данного юридического лица. И опять оценивается имущество, но только заново, с учетом потенциальных возможностей. Если же оценка идет в процессе банкротства или в процессе ликвидации предприятия, то новые собственники хотят узнать, что можно получить при использовании и эксплуатации имущества данного юридического лица.

По данным различных рейтингов, российский рынок оценки стагнировал в 2011-2012 годах, а в 2013 году упал вдвое по сравнению с 2012-м. Как бы вы могли прокомментировать такие данные? У нас закончился процесс реструктуризации промышленности после кризиса 2008 года или что-то иное вызывает падение рынка?

Возможно, процесс реструктуризации отдельных предприятий закончился, или же есть какая-то платформа перед будущими изменениями, поэтому, в 2013 году рынок свое развитие замедлил. Но это с одной стороны. С другой стороны, по данным 2013 года, прибыль компаний-оценщиков возросла. Рынок оценки безграничен.

И все же, когда оценщикам лучше живется – в период кризисов, когда начинаются поглощения, банкротства или наоборот - в период спокойной жизни, когда более стабильные заказы и у заказчиков больше денег?

Мы работаем на рынке банкротств и на рынке банковских услуг. Когда экономика находится в стабильном положении, то у нас превалирующее значение имеет оценка для банков, например, - та же оценка залогов. Когда экономика находится в неспокойном состоянии и активизируется рынок банкротств, как допустим, сейчас, то доминирующую роль играет оценка, связанная с банкротствами. Рынок оценки неоднороден.

А что интереснее?

Для нас интереснее банкротства.

Там больше маржинальность бизнеса или иные причины?

Нет, речь не о маржинальности нашего бизнеса. Для нас интересна большая наукоемкость этой деятельности. Приходится оценивать различные группы активов, которые раньше, может быть, даже и не подвергались оценке. Нужны разработка новых методик, освоение уже существующих методик, создание новых методик. И для нас это очень важно, потому что мы работаем не только на сегодняшний день, но и на будущий период.

Если говорить о методиках с научной точки зрения, что, по-вашему, самое сложное – какие типы работ, какие типы задач?

Сейчас наибольшую сложность вызывает оценка нематериальных активов – брендов, например.

С этим часто приходится сталкиваться?

Повседневно. Просто не хочется приводить примеры – это коммерческая тайна клиентов.

Мы привыкли, что товарный знак - это что-то типа Coca-Cola, Siemens и прочее. Насколько сейчас это стало актуальным для отечественных компаний? Это какие марки – потребительский рынок или промышленные предприятия?

Оценка нематериальных активов для российских предприятий стала очень актуальной. В основном, это компании, ориентированные на потребительский рынок. Оценивается товарный знак производителя, который напрямую влияет на успешность продаж. То есть с одной стороны он важен для производителя, а с другой - для потребителя важна узнаваемость марки.

С какой целью производятся такие оценки, если говорить не о банкротах, а о живых предприятиях? Что позволяет им такая оценка? Удешевить кредитование, удешевить привлечение средств?

Во-первых, облегчить и удешевить привлечение долгосрочных инвестиций, в том числе – продажу долей в бизнесе, это самое главное. Облегчить условия кредитования – это уже в меньшей степени.

Когда данная услуга стала востребованной?

Около 10 лет назад, когда активизировался рынок различных иностранных торговых марок. Тогда же и возник интерес к этому рынку у российских компаний. Сейчас формируется и развивается свой российский рынок товарных знаков – знаки соответствия, знаки унификации.

Если сравнивать наш рынок оценки товарных знаков с западным, чего ему не хватает?

Западный рынок более развит. Система оценки на Западе и в России по уровню развития несовместимы. Нашему рынку не хватает раскрученности, не хватает многолетней узнаваемости, то есть стабильности. Это проблема становления рынка. Допустим, мы приезжаем на предприятие, и – банкрот оно или не банкрот - у него есть нематериальные активы. Но, как правило, им уделяется наименьшее внимание.

Как вы проверяете узнаваемость?

Социологические опросы, также мы исследуем упоминаемость в сети интернет, смотрим мнение деловых партнеров, проводим аналитическую работу.

С чьей стороны, в основном, идет спрос на оценку – это собственники предприятий или топ-менеджмент?

В основном - от собственников бизнеса или от акционеров. Но есть и большое количество запросов от менеджмента. Кроме того, есть и третий блок– заказы оценки в случаях, когда это необходимо по закону.

Сейчас во многих отраслях промышленности идет очень активный процесс создания холдингов, инициированный государством. Насколько это влияет на рынок оценки?

Очень серьезно влияет все то, что касается рынка реструктуризации, все, что касается объединения предприятий. В данных процессах все объекты сделок подлежат оценке.

Какова сейчас доля необязательных, инициативных заказов? Грубо говоря, если процедура банкротства и по закону обязаны собственники проводить оценку, - это одно, а есть некая инициативная оценка, в целях развития бизнеса, получения кредитования и т.п.

Сейчас эта доля стала расти. Скажем так, некий корпоративный интерес возникает к оценке бизнеса. Раньше этого не было, а сейчас – да. Например, определение места компании на рынке или определение ее реального состояния, состояния имущества.

С чем это связано? Может быть, многие собственники начали вести, как собственники, а не как руководители компаний?

Да, совершенно верно, это действительно так. Мы постоянно имеем дело с собственниками различных предприятий и видим, что у них сейчас совсем другое отношение к бизнесу, чем, допустим, в конце 1990-х. Бизнес повзрослел, бизнес стал более серьезным и не живет уже не сиюминутными интересами, его интересует потенциальное инвестирование.

Какие задачи в области оценки – самые сложные?

Наверное, самые сложные - оценка миноритарных пакетов акций. Часто возникают ситуации, когда мажоритарный акционер выставляет оферту на выкуп акций. Начинается борьба акционерных интересов: крупный акционер стремиться остаться в минимальном диапазоне стоимости, а миноритарий беспокоится о том, чтобы максимально дорого продать. Эти вопросы оценки миноритарных долей, как правило, - очень и очень сложные.

Кто в этих случаях обычно выступает заказчиком – миноритарные акционеры или крупные?

Бывает и так, и так. Бывает просто, что собрание акционеров приняло решение провести оценку предприятие. Наша оценка по закону должна быть независимой, и мы делаем независимую оценку, хотя порой и испытываем давление со стороны заинтересованных сторон.

Самое сложное вы описали, а что самое интересное?

Самое интересное – это некие уникальные объекты, объекты, аналогам которых нет. Мы оценивали, например, так называемый домик Сазонова. Это Костромская область, стоит такой терем-теремок, уникальный, построенный Сазоновым для царя Николая II, для отдыха во время охоты. Это интересно, это вызывает эмоциональный интерес, потому что оценка недвижимости и оценка того же домика Сазонова очень сильно разнятся. Уникальные объекты всегда запоминаются.

Если смотреть на рынок консалтинга в целом, за последние 5-10 лет сильно упал, как говорят многие консультанты, престиж профессии, консультанты стали восприниматься уже не как некая «белая кость», упали зарплаты. На рынке оценки в данном плане что происходит?

Без сомнения, и на рынке оценки есть свои сложности. Часто это связано с тем, что заказчик заранее хочет видеть определенную величину стоимости. Грубо говоря, есть у собственника и у заказчика оценки, есть некий свой диапазон, в который оценщик должен попасть. И когда оценщик идет по такому легкому пути, то, конечно, его престиж, как оценщика, его значимость в глазах потенциальных потребителей, снижается. И подобная практика крайне негативно влияет на престиж и на значимость профессии. Нужна объективность и независимость, и мы постоянно за это боремся.

Сайт официального источника http://finday.ru/intervyu/1826-rynok-ocenki-bezgranichen.html